Статті

Науково-практичний семінар
"Психолого-педагогічний супровід гіперактивної дитини в умовах освітнього закладу"
Лікар невролог, викладач кафедри педіатрії ХБМК ХОР Авраменко Т.С.
sert

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК В СЕМЬЕ

На сегодняшний день данная тема достаточно актуальна. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции (по данным разных исследований, им страдают до 18% малышей) и его большой социальной значимостью. Встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

 Основными проявлениями гиперактивности являются:

- дефицит внимания,

- импульсивность

- повышенная подвижность ребенка.

 

Поэтому, говоря о гиперактивных детях, на самом деле мы имеем ввиду синдром гиперактивности и дефицита внимания.

В МКБ-10 синдром рассматривается в разделе "Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте" в подразделе "Нарушение активности и внимания" (F90.0) и "Гиперкинетическое расстройство поведения" (F90.1).

 Причины возникновения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

В основе СДВГ лежат функциональная незрелость или нарушения работы специфической системы головного мозга - ретикулярной формации, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания. Сбои в адекватной обработке информации приводят к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение.

Кроме того, под влиянием неблагоприятных факторов, нарушается функционирование лобных долей, отвечающих за интеллект и подкорковых ядер головного мозга.

  • В происхождении СДВГ важную роль играют и генетические факторы. В семьях детей нередко имеются близкие родственники, имевшие в детстве аналогичные нарушения. В подобных случаях риск развития СДВГ составляет примерно 30%.
  • В 60-70% случаев ведущую роль в возникновении СДВГ играют неблагоприятные факторы в течение беременности и родов: внутриутробная гипоксия плода; угроза прерывания беременности.
  • Курение, употребление алкоголя, наркотиков, нерациональное питание матери и стрессы во время беременности.
  • Недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г).
  • Стремительные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.

 Также развитию данного синдрома способствуют:

Общее ухудшение экологической ситуации.

  • Соматические заболевания у детей (бронхиальная астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек) - они могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

 Метаболические нарушения (у 74% гиперактивных детей отмечается нарушение метаболизма глюкозы). Такие дети могут давать реакцию в виде всплеска необузданной энергии не только на сахар и сладости, но и на фруктовые соки.

 Пищевые аллергии.

         Исследование детей дошкольного возраста с диагнозом "гиперактивность" показало, что полное исключение из их рациона продуктов с синтетическими консервантами, красителями, ароматизаторами, шоколада и кофеина в течение 10 недель приводило к заметному улучшению поведения примерно у половины детей. Они легче засыпали вечером, реже просыпались по ночам.

    Сегодня уже считается нормой начинать лечение с поиска потенциального аллергена. Им может оказаться не только синтетический краситель, но и вполне натуральное коровье молоко или злаковые культуры (пшеница). В любом случае строгое исключение аллергена позволяет многим детям обойтись без лекарств.

 Недостаточное содержание магния в организме.

     Поэтому в рационе гиперактивных детей должны быть продукты содержащие магний (гречневая, овсяная каши, печёный картофель, бананы, орехи) ибо этот минерал нужен и для спокойного сна, и для нормального метаболизма глюкозы. Дефицит магния очень распространен, особенно среди тех, кто много ест сладости.

 Напряженность и частые конфликты в семье, излишняя строгость к детям.

Это основной перечень причин, который может вызвать данное состояние у ребёнка.

 Всегда следует иметь в виду, что несколько неблагополучных обстоятельств, взаимно влияя и дополняя друг друга, с большей вероятностью могут спровоцировать проявление СДВГ у малыша.

Что делать, если ребенок постоянно находится в движении (кажется, что к нему «подключен моторчик»)? Что делать, если ребенок не может спокойно играть со своими сверстниками в детском саду, если ему трудно усидеть на занятиях? Надо ли ругать (а может, пороть?) такого гиперактивного ребенка? Как непоседливый малыш будет учиться в школе? И главное - что кроется за его неугомонностью: вариант нормы или патология (и нуждается ли малыш во втором случае в помощи специалистов)? С такими вопросами родители часто обращаются к врачам и психологам.

Конечно, не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с различными нарушениями или заболеваниями нервной системы. Если дети порою упрямятся или не слушаются - это нормально. Соответствуют норме и случаи, когда ребенок иногда "разгуливается" в постели, хотя пора спать, просыпается ни свет ни заря, капризничает или балуется в магазине.

Двигательная активность особенно развита у детей первых 3-4 лет. У детей младшего возраста процессы торможения выражены слабо. Вследствие этого они не могут длительное время сосредоточить свое внимание.

Стремление к познанию окружающего побуждает детей часто менять род занятий. Они постоянно в движении. В силу функциональной незрелости основных нервных процессов (возбуждения и торможения) ребенку 2-5 лет трудно внезапно остановить свою деятельность. Если же взрослые своим вмешательством внезапно прерывают его занятие, да еще кричат или наказывают, то у ребенка часто возникает реакция протеста в виде плача, крика, отказа выполнить требования родителей. Это нормальное явление. Поэтому не следует пытаться ограничить естественную подвижность ребенка, не требовать немедленного прекращения его занятий, а постараться занять его чем-нибудь другим, более интересным.

 Поэтому важно выделить понятие активного ребёнка для того чтобы в дальнейшем понять, чем же будет проявляться гиперактивностью   у детей.

Итак, «Активный ребенок»:

- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры, но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

- У него хороший сон, особенно после того как он устал, нет нарушения пищеварения   (кишечных расстройств).

- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный в садике, в гостях у малознакомых людей.

- Он не агрессивный. Сам редко провоцирует скандал.

 «Гиперактивный ребенок»:

- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно.

- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

- У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

 Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. (это те причины о которых я говорила раньше). А учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

1. Синдром гиперактивности без дефицита внимания;

2. Синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек - они достаточно спокойные, тихие, "витающие в облаках");

3. Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).

Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточная подвижность ребёнка, основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит внимания: ребёнок не может ни на чем сосредоточиться надолго.

 

Понятие дефицита внимания в данном случае складывается из следующих признаков: 

  • не способен удерживать внимание на деталях
  • не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь
  • не умеет доводить выполняемую работу до конца. Дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы и придерживаться их
  • испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности
  • избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения
  • часто теряет свои вещи
  • легко отвлекается на посторонние стимулы, постоянно все забывает

 Каковы же особенности проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

 Первые проявления иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позже остальных), а также в речевом - они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).

Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны, в это период активно развивается внимание и память. С другой, - наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода - негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое "Я". Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти "неожиданные" проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление.

Возраст 6-7 лет - критический период не только для становления письменной речи, но также произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций высшей нервной деятельности.

Поэтому если в дошкольном возрасте среди детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении.

В подростковом возрасте симптомы заболевания могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, различные личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни.

Эмоциональное развитие детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой.

Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ в школе, несмотря на их интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением.

Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.

 Диагностика СДВГ

Прежде всего, родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это не произошло, должны обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребенка, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания, а также ребёнок должен быть осмотрен педиатром (для исключения соматической патологии) и психологом, так как дальнейшая коррекционная работа нуждается в постоянном участии психолога.

 Условно можно выделить три этапа диагностики этого заболевания.

 Первый  - субъективный (осмотр неврологом) - включает субъективную оценку поведения ребенка. Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесенных ребенком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез. При неврологическом осмотре ребенка очаговая неврологическая симптоматика, как правило, отсутствует. Могут отмечаться недостаточность тонкой моторики, нарушения координации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской популяции, наблюдаются речевые нарушения.

 Второй этап - объективный, или психологический. Проводится психологическое тестирование и анкетирование.

 На третьем этапе проводятся функциональные обследования (по показаниям):

- Электроэнцефалографическое исследование

- МРТ головного мозга .

Диагностика синдрома дефицита внимания/гиперактивности невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза, к ним относятся:

 - наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;

- раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес.) их существования;

- некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;

- симптомы не являются проявлением других заболеваний;

- нарушение обучения и социальных функций.

 В связи с этим усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию этого заболевания. Ранняя терапия в детском возрасте позволит не только преодолеть отставание в нервно-психическом развитии ребёнка, но будет способствовать формированию нормального поведения во взрослом возрасте

 Особенности лечения СДВГ

 Лечение СДВГ должно быть комплексным, которое сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае и включает как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию.

В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться как у невролога, так и у психолога, и обязательно ощущать поддержку родителей.

 Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции.

Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребёнка не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов.

1. Самое главное с чего нужно начать - это соблюдение режима дня (вовремя ложиться спать, сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр, прогулки на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться), а также спокойная психологическая обстановка в семье.

 2. Питание (ограничение сладостей, гипоалергенная диета).

При аллергии на молочные продукты придется перейти на соевое молоко и соевые йогурты.

Не употреблять готовых соков - они слишком сладкие, некоторые из них содержат красители и консерванты. Не давать ребенку сладкие газированные напитки.

Лекарственные препарати применяются строго по назначению врача - невролога (витамины группы В, препарати магния, ноотропы, содержащие гаммааминомасляную кислоту: пантогам, ноофент, фенибут). Это вещество отвечает за тормозящие, контролирующие реакции в головном мозге.

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых (при условии если не заниматься лечением этой патологии).

Социальная же адаптация детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи и школы.

Поэтому своевременное обращение к специалистам - психологам, неврологам, дефектологам помогает полностью справиться с проблемой гиперактивности ребенка.

 

Новини коледжу

  • 08.12.17

    05 грудня 2017р. в лабораторії фізики та біофізики проводилася олімпіада з фізики для студентів І-го курсу.

    детальніше
  • 07.12.17
    У Херсонському базовому медичному коледжі з13.11.17p.по 17.11.17p. було проведено тиждень предметної (циклової) комісії педіатрії.
    детальніше
Читати усі новини

Оголошення

  • ЗНО 2018 ЗНО 2018

    8 грудня 2017р о 13.00 в актовій залі коледжу відбудуться загальні батьківські збори з питання проведення державної підсумкової атестації з української мови у формі ЗНО.

    Запрошуються батьки студентівІІ курсу, які навчаються на основі базової загальної освіти.

    детальніше
усі оголошеня