Статті

Науково-практичний семінар
"Психолого-педагогічний супровід гіперактивної дитини в умовах освітнього закладу"
Лікар невролог, викладач кафедри педіатрії ХБМК ХОР Авраменко Т.С.
sert

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК В СЕМЬЕ

На сегодняшний день данная тема достаточно актуальна. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции (по данным разных исследований, им страдают до 18% малышей) и его большой социальной значимостью. Встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

 Основными проявлениями гиперактивности являются:

- дефицит внимания,

- импульсивность

- повышенная подвижность ребенка.

 

Поэтому, говоря о гиперактивных детях, на самом деле мы имеем ввиду синдром гиперактивности и дефицита внимания.

В МКБ-10 синдром рассматривается в разделе "Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте" в подразделе "Нарушение активности и внимания" (F90.0) и "Гиперкинетическое расстройство поведения" (F90.1).

 Причины возникновения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

В основе СДВГ лежат функциональная незрелость или нарушения работы специфической системы головного мозга - ретикулярной формации, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания. Сбои в адекватной обработке информации приводят к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение.

Кроме того, под влиянием неблагоприятных факторов, нарушается функционирование лобных долей, отвечающих за интеллект и подкорковых ядер головного мозга.

  • В происхождении СДВГ важную роль играют и генетические факторы. В семьях детей нередко имеются близкие родственники, имевшие в детстве аналогичные нарушения. В подобных случаях риск развития СДВГ составляет примерно 30%.
  • В 60-70% случаев ведущую роль в возникновении СДВГ играют неблагоприятные факторы в течение беременности и родов: внутриутробная гипоксия плода; угроза прерывания беременности.
  • Курение, употребление алкоголя, наркотиков, нерациональное питание матери и стрессы во время беременности.
  • Недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г).
  • Стремительные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.

 Также развитию данного синдрома способствуют:

Общее ухудшение экологической ситуации.

  • Соматические заболевания у детей (бронхиальная астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек) - они могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

 Метаболические нарушения (у 74% гиперактивных детей отмечается нарушение метаболизма глюкозы). Такие дети могут давать реакцию в виде всплеска необузданной энергии не только на сахар и сладости, но и на фруктовые соки.

 Пищевые аллергии.

         Исследование детей дошкольного возраста с диагнозом "гиперактивность" показало, что полное исключение из их рациона продуктов с синтетическими консервантами, красителями, ароматизаторами, шоколада и кофеина в течение 10 недель приводило к заметному улучшению поведения примерно у половины детей. Они легче засыпали вечером, реже просыпались по ночам.

    Сегодня уже считается нормой начинать лечение с поиска потенциального аллергена. Им может оказаться не только синтетический краситель, но и вполне натуральное коровье молоко или злаковые культуры (пшеница). В любом случае строгое исключение аллергена позволяет многим детям обойтись без лекарств.

 Недостаточное содержание магния в организме.

     Поэтому в рационе гиперактивных детей должны быть продукты содержащие магний (гречневая, овсяная каши, печёный картофель, бананы, орехи) ибо этот минерал нужен и для спокойного сна, и для нормального метаболизма глюкозы. Дефицит магния очень распространен, особенно среди тех, кто много ест сладости.

 Напряженность и частые конфликты в семье, излишняя строгость к детям.

Это основной перечень причин, который может вызвать данное состояние у ребёнка.

 Всегда следует иметь в виду, что несколько неблагополучных обстоятельств, взаимно влияя и дополняя друг друга, с большей вероятностью могут спровоцировать проявление СДВГ у малыша.

Что делать, если ребенок постоянно находится в движении (кажется, что к нему «подключен моторчик»)? Что делать, если ребенок не может спокойно играть со своими сверстниками в детском саду, если ему трудно усидеть на занятиях? Надо ли ругать (а может, пороть?) такого гиперактивного ребенка? Как непоседливый малыш будет учиться в школе? И главное - что кроется за его неугомонностью: вариант нормы или патология (и нуждается ли малыш во втором случае в помощи специалистов)? С такими вопросами родители часто обращаются к врачам и психологам.

Конечно, не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с различными нарушениями или заболеваниями нервной системы. Если дети порою упрямятся или не слушаются - это нормально. Соответствуют норме и случаи, когда ребенок иногда "разгуливается" в постели, хотя пора спать, просыпается ни свет ни заря, капризничает или балуется в магазине.

Двигательная активность особенно развита у детей первых 3-4 лет. У детей младшего возраста процессы торможения выражены слабо. Вследствие этого они не могут длительное время сосредоточить свое внимание.

Стремление к познанию окружающего побуждает детей часто менять род занятий. Они постоянно в движении. В силу функциональной незрелости основных нервных процессов (возбуждения и торможения) ребенку 2-5 лет трудно внезапно остановить свою деятельность. Если же взрослые своим вмешательством внезапно прерывают его занятие, да еще кричат или наказывают, то у ребенка часто возникает реакция протеста в виде плача, крика, отказа выполнить требования родителей. Это нормальное явление. Поэтому не следует пытаться ограничить естественную подвижность ребенка, не требовать немедленного прекращения его занятий, а постараться занять его чем-нибудь другим, более интересным.

 Поэтому важно выделить понятие активного ребёнка для того чтобы в дальнейшем понять, чем же будет проявляться гиперактивностью   у детей.

Итак, «Активный ребенок»:

- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры, но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

- У него хороший сон, особенно после того как он устал, нет нарушения пищеварения   (кишечных расстройств).

- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный в садике, в гостях у малознакомых людей.

- Он не агрессивный. Сам редко провоцирует скандал.

 «Гиперактивный ребенок»:

- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно.

- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

- У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

 Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. (это те причины о которых я говорила раньше). А учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

1. Синдром гиперактивности без дефицита внимания;

2. Синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек - они достаточно спокойные, тихие, "витающие в облаках");

3. Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).

Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточная подвижность ребёнка, основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит внимания: ребёнок не может ни на чем сосредоточиться надолго.

 

Понятие дефицита внимания в данном случае складывается из следующих признаков: 

  • не способен удерживать внимание на деталях
  • не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь
  • не умеет доводить выполняемую работу до конца. Дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы и придерживаться их
  • испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности
  • избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения
  • часто теряет свои вещи
  • легко отвлекается на посторонние стимулы, постоянно все забывает

 Каковы же особенности проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

 Первые проявления иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позже остальных), а также в речевом - они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).

Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны, в это период активно развивается внимание и память. С другой, - наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода - негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое "Я". Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти "неожиданные" проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление.

Возраст 6-7 лет - критический период не только для становления письменной речи, но также произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций высшей нервной деятельности.

Поэтому если в дошкольном возрасте среди детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении.

В подростковом возрасте симптомы заболевания могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, различные личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни.

Эмоциональное развитие детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой.

Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ в школе, несмотря на их интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением.

Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.

 Диагностика СДВГ

Прежде всего, родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это не произошло, должны обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребенка, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания, а также ребёнок должен быть осмотрен педиатром (для исключения соматической патологии) и психологом, так как дальнейшая коррекционная работа нуждается в постоянном участии психолога.

 Условно можно выделить три этапа диагностики этого заболевания.

 Первый  - субъективный (осмотр неврологом) - включает субъективную оценку поведения ребенка. Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесенных ребенком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез. При неврологическом осмотре ребенка очаговая неврологическая симптоматика, как правило, отсутствует. Могут отмечаться недостаточность тонкой моторики, нарушения координации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской популяции, наблюдаются речевые нарушения.

 Второй этап - объективный, или психологический. Проводится психологическое тестирование и анкетирование.

 На третьем этапе проводятся функциональные обследования (по показаниям):

- Электроэнцефалографическое исследование

- МРТ головного мозга .

Диагностика синдрома дефицита внимания/гиперактивности невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза, к ним относятся:

 - наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;

- раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес.) их существования;

- некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;

- симптомы не являются проявлением других заболеваний;

- нарушение обучения и социальных функций.

 В связи с этим усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию этого заболевания. Ранняя терапия в детском возрасте позволит не только преодолеть отставание в нервно-психическом развитии ребёнка, но будет способствовать формированию нормального поведения во взрослом возрасте

 Особенности лечения СДВГ

 Лечение СДВГ должно быть комплексным, которое сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае и включает как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию.

В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться как у невролога, так и у психолога, и обязательно ощущать поддержку родителей.

 Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции.

Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребёнка не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов.

1. Самое главное с чего нужно начать - это соблюдение режима дня (вовремя ложиться спать, сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр, прогулки на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться), а также спокойная психологическая обстановка в семье.

 2. Питание (ограничение сладостей, гипоалергенная диета).

При аллергии на молочные продукты придется перейти на соевое молоко и соевые йогурты.

Не употреблять готовых соков - они слишком сладкие, некоторые из них содержат красители и консерванты. Не давать ребенку сладкие газированные напитки.

Лекарственные препарати применяются строго по назначению врача - невролога (витамины группы В, препарати магния, ноотропы, содержащие гаммааминомасляную кислоту: пантогам, ноофент, фенибут). Это вещество отвечает за тормозящие, контролирующие реакции в головном мозге.

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых (при условии если не заниматься лечением этой патологии).

Социальная же адаптация детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи и школы.

Поэтому своевременное обращение к специалистам - психологам, неврологам, дефектологам помогает полностью справиться с проблемой гиперактивности ребенка.

 

Новини коледжу

  • 02.10.17

    06 жовтня 2017 року 0 14.00 год. в обласному Палаці молоді відбудеться святкування 145 річниці навчального закладу. Запрошуємо випускників усіх років на День народження Alma mater.


    детальніше
  • 22.09.17
    19 вересня 2017 року бібліотекою Херсонського базового медичного коледжу був проведений черговий День інформації «Сторінками сучасних видань», під час якого відбувся відкритий перегляд навчальної, довідкової, художньої та краєзнавчої літератури (представлено 30 джерел).
    детальніше
Читати усі новини

Оголошення

  • Абітурієнтам2017 Абітурієнтам2017

    До уваги абітурієнтів!

    Особи, які досягли 14-річного віку, мають подавати до приймальної комісії документ, що посвідчує особу (паспорт громадянина України у формі ID картки) або свідоцтво про народження(згідно листа МОН України від 21.06.2017 №1/9-342)

    детальніше
усі оголошеня